gershkopf (gershkopf) wrote,
gershkopf
gershkopf

Categories:

Кесария

Кейсария Приморская.

Итак заброшенное финикийское селение Стратонова башня расположенное где-то посередине между Яффо и Акко, единственной достопримечательностью которого был маяк , построенный сидонским царем, предупреждающий корабли, что не стоит подходить близко к берегу из-за подводных скал и камней.
Именно здесь исходя из каких-то своих, неведомых нам, причин решил царь Ирод построить порт и город. А вот почему ему нужен был порт, представляется достаточно понятным. На всем восточном побережье Средезмноморья нет ни одного порта, который мог бы принимать торговые корабли, кроме Александрии.
А царь Ирод был правителем столь же мудрым и расчетливым сколь и жестоким.
Он понимал, что наличие порта, пернаправит поток товаров, а главное благовония и жемчуг с Аравийского полуострова, через Иудею и потекут денежки в казну.
От этого его отношения с главным «поставщиком» этих товаров, набатеями не улучшились бы, но это вполне устраивало. Тем более что царь Ирод чуствовал за собой поддержку Рима , Современник Понтия Пилата, историк Плиний писал: «По самым осторожным подсчетам, набатеи забирают у нас ежегодно богатств на 100 миллионов сестерциев. В такую цену обходятся нам любовь к роскоши и избалованность наших женщин ».
Была еще одна причина, по которой нужен был новый город, который привлек бы к себе новых жителей. Как известно, Римские власти выделяли своим солдатам, отслужившим 25 лет, земельные участки на территориях своих многочисленных провинций. Иудея не была исключением. И специально для этого в Самарии в 25 году до н.э. закончил царь Ирод восстановление древнего города Шомрона (Самарии), построенного 800 лет назад царем Израиля Омри недалеко от Шхема. Построил там Ирод и великолепный храм Божественному Августу и театр, и форум, и улицу с колоннадой.
И поселил Ирод в Самарии 6000 своих ветеранов-воинов, а потом в честь своего высокого покровителя переименовал город в Себастию, по-гречески это то же самое, что и Август на латыни, т.е. Величественный. Но как бы мы сказали сегодня : город не удался, стоял он в стороне от больших дорог, и даже близкий друг Ирода и самый доверенный соратник императора, Марк Агриппа, находясь в Дамаске, день пути от города, не выразил желания увидеть Себастию.
А мнение Агриппы было весомым. Женатый на Юлии, дочери Августа, Агриппа постепенно приближался к статусу соправителя и был назначен наследником Августа. Он руководил строительством Пантеона в Риме, при нем была составлена первая в истории карта мира. Не зря многие из детей и внуков предусмотрительного царя Ирода носили имя Агриппы.
В 23-22 г.г. до н.э. царь Ирод в связи с назначением Агриппы наместником провинции Сирии посетил его в Дамаске. Никогда история не узнает, о чем они вели беседу, но совпало это с началом строительства Кесарии. Ирод начал строительство с порта, Порт получил имя Себастус такое же, как и построенный город в Шомроне.
Город, который начнет строить Ирод рядом с портом, он назовет Кесарией (Цезария, в русской традиции) в честь своего высокого покровителя императора Августа Октавиана, официально именовавшегося - Император Цезарь. А чтобы отличить Кесарию Ирода от других «Кесарий», построенных в те же годы, город называли Caesarea Maritima (Кесария Приморская), или Caesarea Palestine.
Порт и город были построены в рекордно короткий по тем временам срок 12 лет (22-10 до н.э.). И это с учетом того, что порт был сложнейшим инженерным сооружением, причем до сих пор не понятно, как строителям удалось добится того, что было сделано.
Когда в 1971 г. стало ясно, что волнорез Ашдодского порта, построенный всего десять лет назад, стал разрушаться, специалисты хайфского Техниона* предложили некоторые инженерные решения, которые они заимствовали в Кесарии. Предложения оказались удачными и были использованы при реконструкции
Порт, гавань которого по размерам не уступала афинской [пирейской], и в самую штормовую погоду море там было спокойным.
Мастерство строителей было тем более поразительным, если учесть, что порт был сооружен в месте, мало для этого пригодном. В ходе строительства Ирод распорядился соорудить гигантскую стену, ограждающую гавань от штормов , углубить дно на 36 метров и соорудить систему каналов ограждающих порт от наносов ила, стена, шириной в шестьдесят метров, была сооружена таким образом, чтобы выполнять функции волнолома; она также служила фундаментом для нескольких сторожевых башен
Строители пользовались методом подводной формовки и заливали бетон под фундамент гавани. Этот опыт они переняли у римлян, и поэтому материалы должны были соответствовать этому методу: бетон производили в формах из особо устойчивой древесины, которую вывозили из Италии, так же как и применявшийся при этом вулканический пепел (по данным анализа, он взят из кратера Везувия).
Создатели порта сбрасывали в море глыбы пятнадцати метров в длину, не менее двух с половиной метров в ширину и почти трехметровой высоты, при том, что глубина моря там составляла свыше тридцати пяти метров..

Площадь порта со всеми его внутренними гаванями составляла более 90 тысяч кв.м, а причалы имели больше 1500 м. В таком порту можно было ставить на зиму сотни кораблей одновременно. Кроме открытых причалов была и внутренняя гавань в форме бассейна. Она находилась там, где сегодня пляжи Кесарии.
В порту Кесарии был мол со стоящим на нем маяком, набережная, погрузочные краны, верфь, складские помещения и пассажирская контора.
Город был построен, как и многие римские города той эпохи, по прямоугольной планировке, которая называлась принципом Гипподама (имя архитектора из Милета V в. до н.э., который восстановил свой город, а также порт Пирей в Афинах). Все улицы Кесарии перпендикулярно пересекались. Прямоугольная сетка улиц рассекала город на кварталы.
Две главные улицы пересекались под прямым углом в центре города: одна идущая с севера на юг Кардо и с востока на запад Декоманус В городе присутствовали все атрибуты римской культуры: храмы, форум, театр, амфитеатр, стадион, бани, дворец прокуратора, ипподром и гигантский акведук для снабжения города пресной водой.
Причем аведука было два(7 и 12 километров) доставлявших воду от подножия горы Кармель в город. В каждом доме была проточная вода.
И еще было в городе то, чем не мог похвастаться практически ни один город того времени- канализация. О чем с восторгом писал Иосиф Флавий:
"Подземные каналы /города/ и ходы были не менее грандиозны, чем наружные сооружения. Некоторые из них, отделенные друг от друга равными промежутками, тянулись вплоть до самого моря. Всех их перерезывал один большой канал, куда стекалась дождевая вода и нечистоты; а так как он выходил в самое море, то волны морские проникали сюда извне и очищали, таким образом, весь город"
Вдоль береговой линии, полукругом, были построены дома, облицованные полированным мрамором, а на возвышении был сооружен храм, который все мореплаватели видели, будучи еще далеко от берега, в открытом море. Храм был украшен двумя статуями – Ромула и Цезаря. Лишь немногие знали, что холм на котором стоял храм был полым внутри,в нем был пирс и стояли легкие военные корабли, защищавшие порт и корабли стоящие на рейде от пиратов. Город окружали стены протяженностью в 1,5 км. С северной стороны.сохранились остатки полукруглых башен, похожих на такие же в Самарии и Тверии, и городские ворота, откуда начиналась центральная улица Кардо. Вне стен находились театр, ипподром, стадион.
Расчет Ирода оправдался полностью, порт сыграл ту роль которая ему предназначалась, товары из Иудеи и Самарии потоком хлынули в Кейсарию многочисленные склады на пристане начали заполняться товарами, хозяева больших торговых кораблей быстро поняли преимущества нового порта: доставлять соль с Мертвого моря, оливковое масло и вино из Иудеи и Самарии стало намного проще. В казну царя Ирода потекли обильные налоговые сборы.
И такой портовый и торговый город стал естественно местом, в котором хотели селится торговый люд, ремесленники и аристократия. Ведь даже окресные земли, казавштеся до этого пустынными оказались вполне пригодны для земледелия и окресности Кейсарии славились своими гранатами.
В свои лучшие времена город насчитывалдо 200 тысяч жителей причем состав был очень разношестным. Приблизительно половину населения состовляли евреи, было очень много греков, римлян, выходцев с Востока.
Основу римского населения, не считая торговцев, состовляли легионеры получившие после своего срока службы наделы в этом районе империи и представители римской администрации. После смерти Ирода, когда выяснилось, что его сын не может, в отличии от отца, управлять Иудеей столь же успешно. Римляне прислали своего наместника, который и выбрал местом своей резиденции Кейсарию, как самый римский и комфортабельный город в Иудее. Самым известным нам из наместников был Понтий Пилат.
Кто не помнит знаменитые слова : В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисан в крытую колланаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Наверно он не был не лучше и не худьше других, этот пятый правитель Иудеи, но волию истории именно он остался в памяти всего мира.
В 1961 г. на каменной ступеньке северной части орхестры была обнаружена полустертая надпись:
S TIBERIEUM
TIUS PILATUS
ECTUS IUDE
Ученые ее расшифровали так: "Понтий Пилат, префект Иудеи, святилище в честь императора Тиберия (соорудил)". Это первая и пока единственная в археологии находка, подтверждающая существование Понтия Пилата.
Странно, что Пилат назван не прокуратором, а префектом. Хотя ученые уже давно предполагали, что Пилат занимал должность не прокуратора, а более высокую. (Прокуратор ведал чисто финансовыми делами, а префект был верховным военачальником и судьей провинции).

Место прокурата Иудеи трудно было назвать синекурой. Ему вменялось в обязанности собирать налоги для Рима, следить за тем, чтобы союзники римского народа не изгонялись со своих территорий и, чтобы им не причинялось никакого вреда. В компетенцию наместника входили также все проблемы юридической сферы: от назначения судей до непосредственного участия в судебных делах. Именно поэтому он должен был принимать окончательное решение о казни Исуса Назаретянина.

Понтий Пилат, новый прокуратор, сменивщий на этой должности в 26 г.н.э. Валерия Грата, вместе с женой Клавдией Прокулой, внучкой императора Августа Октавиана расположились в богатых апартаментах около моря. Жены прокураторов обычно не отправлялись вместе с мужьями в провинции, однако внучка покойного императора, незаконная дочь здравствующего императора Тиберия решилась отправиться в далекую и неспокойную провинцию, и тем самым вошла в историю. Кроме этого на каком-то этапе, она серьезно увлеклась иудаизмом и даже пыталась влиять на мужа .
В период правления Понтия Пилата на сцене кесарийского театра разыгралась подлинная борьба между евреями и римлянами. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отдал указ внести в Иерусалим знамена с изображением императора. Евреи возмутились, так как увидели в этом указе нарушение Закона (иудаизм запрещает создавать статуи). Возмущенные евреи отправились в Кесарию. Пилат собрал народ для вынесения решения. "Он вызвал к себе толпу под тем предлогом, что готов дать ответ. Однако вместо этого он дал воинам условленный сигнал, по которому те в полном вооружении окружили евреев, образовав тройное кольцо. Евреи были ошеломлены от неожиданности, и тут Пилат объявил им, что они будут разрублены на части, если не примут изображений Цезаря, и приказал воинам обнажить мечи. Тогда евреи, как бы по предварительной договоренности, все как один пали на землю и с криком, что предпочитают смерть нарушению Закона, склонили свои головы под мечами. Пилат, пораженный силой их религиозного рвения, приказал немедленно удалить "знамена" из Иерусалима" (VI. Флавтьий. Иудейская война, кн. И, гл.9, §3).

Это было серьезное, но не первое и не последние сталкновение между евреями и римлянами. Не менее серьезные трения постоянно ощущались в Кейсарии, этом космополитическом (как и всякий торговый и портовый) городе между евреями и иноверцами. Образ жизни пришлых людей, а также еврев перенимавших эллинистические и римские привычки не мог не раздражать и вызывать возмущение у регигиозной части еврейского населения города.
. В Иерусалимском и Вавилонском Талмудах Кесария упоминается 140 раз, правда, далеко не всегда с одобрением.
Строгие раввины Иерусалима смотрели на Кесарию как на опасный город, зараженный мирской суетой, где каждый легко превращался в язычника.
Не сложно предположить, что к религиозным противоречиям прибавлялась и конкурентная борьба в области экономической, ибо еврейская община была богатой и уважаемой.
Нееврейские жители Кесарии нередко подвергали евреев унижению И в целом сложилась такая ситуация, когда для взрыва было бы достаточно одной-единственной искры. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало оскорбительное жертвоприношение птицы, совершенное перед входом в синагогу, и случилось это в 66 году н.э.
Начались беспорядки, которые сначала вылились в антиеврейские выступления, в которых погибло несколько тысяч чел. Началось еврейское сопротивление, которое в конце выросло в восстание с центром в Иерусалиме, которое мы назыываем восстанием Бар-Кохбы.
После подавления восстания в Кесарию был доставлен великий законоучитель и идейный вождь повстанцев рабби Акива. Здесь его посадили в тюрьму и здесь казнили. Евреи прокляли Кесарию. "Если скажут тебе, что Кесария и Иерусалим будут разрушены вместе — не верь! Если скажут, что вместе восстанут из руин — не верь! Падет Кесария и восстанет Иерусалим!"
После подавления Великого восстания в Галилее главнокомандующий римских войск Веспасиан прибыл в Кесарию. Здесь он узнал о смерти императора Нерона и послал своего сына Тита в Рим, чтобы выяснить, что происходит в столице. Здесь армия провозглашает Веспасиана императором. Великое восстание продолжается. Веспасиан вызывает Тита из Рима и отправляет его на штурм упорно сопротивляющегося Иерусалима. Разгромив повстанцев, Тит прибывает в Кесарию с 20-ыо тысячами пленников. Все они погибли на кесарийском ипподроме, разорванные на потеху публике дикими зверьми. Тысячи евреев были вывезены на кораблях в Рим. Страшные подземные тюрьмы Кесарии тоже были набиты потерпевшими поражение повстанцами.
После подавления восстания Кесария получила статус колонии, а ее жители — права римских граждан. В Кесарии чеканили монеты со знаменитыми словами Iudea capta (Иудея захваченная), Iudea victa (Иудея побежденная
После подавления восстания Кесария получила статус колонии, а ее жители — права римских граждан. В Кесарии чеканили монеты со знаменитыми словами Iudea capta (Иудея захваченная), Iudea victa (Иудея побежденная
В I в. в Кесарии появляются первые христиане.
В Кесарии апостол Петр крестил римского легионера (сотника в русской версии) Корнелия. Это было первое крещение язычника после видения Петру в Яффе. С него начинается переход всех уверовавших в Иисуса Христа, в христианство (Деяния, 10).
В Кесарии диакон Филипп жил и проповедовал со своими четырьмя дочерьми. Апостол Павел был привезен сюда из Иерусалима и прожил в Кесарии два года перед тем, как его отправили на суд в Рим (Деяния, 23:23-25).
Здесь начинает претворяться в жизнь завет Иисуса своим ученикам проповедовать Царство Божие другим народам. С годами порт начинает играть важную роль для христиан, так как через него иерусалимская церковь была связана со всем побережьем Средиземного моря.
В 128 г. город был разрушен землетрясением, однако вскоре восстановлен. Вплоть до V в. Кесария оставалась одним из важнейших христианских центров. Ее школы славились во всем мире, а библиотека насчитывала свыше 30 тысяч томов. Наибольшего расцвета город достиг в византийскую эпоху.
Евреи Кесарии даже после неоднократных изгнаний все еще составляли значительную общину. В 634 г., когда мусульмане завоевали Палестину, Кесария оставалась последним оплотом Византийской империи, но в 640 г. пала и она. По утверждению историка тех дней, "все оставшиеся сыны Израиля присоединились к мусульманам и вместе с ними образовали большое войско."
Спустя 400 лет город захватили крестоносцы. С присущей им свирепостью и методичностью они вырезали все мужское население, независимо от вероисповедани.
Среди богатой добычи, попавшей им в руки, была необычная чаша из зеленого стекла. Крестоносцы решили, что это и есть Чаша Святого Грааля, которую, согласно христианской легенде, подарила царю Соломону царица Савская (жрецы Эфиопии пользовались ею во время жертвоприношения богу Солнца). Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго Храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. Во время Тайной Вечери из нее лили воду на руки Иисусу Христу при омовении. Затем в эту чашу собрали кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Отсюда название этой чаши (старофранцузск. "грааль" — кровь).
Апостол Филипп перевез чашу в Кеса- рию. Когда же Кесарию атаковал вождь мамлюков Бейбарс, крестоносцы под страшным обстрелом камнеметов сумели вынести чашу из собора и доставили ее на корабль. Ее перевезли в Европу. Теперь зеленая чаша хранится в церкви Св. Лоренцо в Генуе.
Крестоносцев сменяют мамлюки. Бейбарс разрушил Кесарию, как и все прибрежные города. Великолепный город постепенно превращается в руины. Порт затягивается илом и песком, акведуки (в византийскую эпоху их было уже два) пересыхают, цветущие сады и поля становятся пустыней.
С тех пор Кесария подвергалась систематическому разграблению в государственном, если можно так выразиться, масштабе: различные властители присылали свои корабли за мраморными колоннами, статуями, остатками зданий и просто ценным камнем. Сегодня вывезенные из Кесарии колонны и статуи можно увидеть не только в Яффе, Хайфе, Акко, но и в Александрии, Бейруте, Венеции. "Нет на земле другого места, где разрушения привели бы к такому резкому контрасту между великолепием в прошлом и запустением в настоящем", — пишет один из путешественников в конце XIX века. Другой путешественник оставил следующую запись: "Бродил среди развалин в одиночестве, вокруг ни души, и я никогда не забуду того острого ощущения заброшенности и той звенящей, оглушительной тишины, которая царит над этим местом".
В XVII в. среди развалин города пытались обосноваться арабские рыбаки, но ушли, не выдержав тяжелых условий. В XIX в. тут поселились бежавшие из родных мест боснийцы и черкесы. Они построили каменные дома с черепичными крышами, занялись рыболовством и сельским хозяйством, но болотная сырость и малярия их вскоре изгнали. Барон Эдмонд де Ротшильд, посетив Эрец-Исраэль, решил возродить запущенную Кесарию. Он полагал, что, если две тысячи лет назад Ирод преуспел в создании великолепного города, то еврейские поселенцы преуспеют и в его восстановлении.
"Я хочу купить эти земли и построить на них еврейскую Ривьеру". Земли он купил, но превратить их и Ривьеру не успел. Внук барона решил продолжить начатое дедом дело и предложил израильскому правительству заняться раскопками и реставрацией древней Кесарии, открыть ее дли посещения туристов, а доходы передать университетам страны. План был принят, и начались работы. Расположенный по соседству киббуц Сдот-Ям оказывал археологам помощь. Среди ценных кладов было обнаружено в Кесарии: монеты, украшении.

Видимо, уже в древности в 40 м от берега образовалась большая геологическая трещина, и участок морского дна между нею и берегом начал опускаться (может, порт затонул из-за землетрясения 126-128 гг.).
В IV в. порт Кесарии превратился в смертельно опасную ловушку для кораблей: суда разбивались о невидимые, скрытые под водой строения порта. Археологи нашли остатки 17 таких кораблей.
Историк Прокопий из Газы писал, как люди, ожидавшие на берегу, в бессильном отчаянии смотрели на корабль, который разлетается на куски.
Крестоносцем удалось построить один пирс в северной части порта, они укрепили его колоннами оставшимися от римских построек. Но порт продалжал опускаться и сейчас он находится почти на 7 метров ниже первоначального уровня.

Театр. Он был раскопан полностью, и это было необычайно важным событием: был найден древнейший из сохранившихся на востоке театров. Он вмещал четыре тысячи зрителей и был построен по образцу римских. В нем была орхестра — круглая площадка, на которой выступали танцоры, актеры и хор; зрительный зал и здание скены (стена позади орхестры). Две трети орхестры были окружены зрительным залом. Ряды для зрителей располагались амфитеатром, и первые предназначались для почетных граждан. Скена * был приподнята над землей и соединялась с орхестрой ступеньками. Под скеной были комнаты для переодевания актеров и хранения реквизита.
Одна из замечательных находок в театре — пол с фресками времен Ирода, который был обнаружен на глубине 70 см ниже мраморного пола орхестры. Фрески на полу — явление редкое. Они выполнены в том же стиле, что и в Самарии и Масаде. В Кесарии их приходилось неоднократно обновлять. Ученые обнаружили 14 слоев фресок.
За 500 лет своего существования театр претерпел много изменений: была обновлена стена за скеной, каменные сидения реставрировались несколько раз, в проскениуме возвышались гранитные колонны из Египта и мраморные - из Италии. Там же установили статуи. В византийские времена орхестра была превращена в бассейн, где устраивались разнообразные представления, н том числе и запретные. Например, сохранились строгие предупреждения о недопустимости безобразий и разврата в связи с представлениями "водного балета ", где участвовали голые нимфы. Но именно эти балеты имели невероятный успех, как и навмахии * (букв. "морские битвы") — гладиаторские бои иммитирующие морские сражения. Такие представления обставлялись с особой помпой, а покрасневшая от крови гладиаторов вода вызывала еще большее возбуждение зрителей.
.


Ипподром. "С первых дней существования города Ирод учредил там четырехгодичные игры, назвав их также в честь Цезаря, и удостоил первое состязание <...> своим личным даром, который состоял из очень ценных наград, причем царская щедрость простерлась не только на победителей, но и на тех, кто занял второе и третье места" (И.Флавий. Иудейская война, кн.1, гл. 21, §8).
Особой популярностью пользовались скачки на колесницах и на лошадях. Они проводились на ипподроме (450 х 80 м), считающемся одним из самых крупных на Востоке. Участники скачек объезжали вокруг специальных столбов-мет (несколько таких столбов было обнаружено в Кесарии). Тяжелее всего было пройти "тараксипп " (устрашающий коней) — стелу позади стартового участка. Ее обломки были найдены не только на ипподроме, но и в районе порта (видимо, камни стелы использовали позже как строительный материал). Остатки большого мраморного обелиска, служившего знаком для объезда, тоже были обнаружены на ипподроме.
Амфитеатр. Рядом с театром были найдены тянущиеся чуть ли не на километр скамьи. Сооружение, предназначенное для общественных развлечений, с ареной и ярусами, в форме удлиненной U, первоначально сооружение имело 12рядов и сидений и вмещало более10000зрителей.
Название «амфитеатр» не отвечает нашему сегодняшнему предст авлению, которое исходит из классического образа, созданного римским Колизеем. Для Понтия Пилата и его современников существовало 3 вида увеселительных заведений: театр, амфитеатр («амфи...» - с обеих сторон, «двойной театр») и стадион (от греческой единицы длины – «стадии»). Они отличались по архитектурному исполнению, но функционально часто замещали друг друга. Может, поэтому в русских переводах вместо этих названий, используют иногда старинное русское слово «ристалище».
. Археологи, раскопаншие сооружение диаметром в четверть километра, никпк не могут решить, что это: амфитеатр, стадион или цирк, и в шутку называют его"амфистадионцирк". Известно, что в кесарийском амфитеатре (как и в цирке, и на стадионе) проходили гладиаторские бои, навмахии и травля людей зверьми. После подавления Великого восстания в амфитеатре по приказы Тита прошли кровавые представления, во время которых дикие звери растерзали тысячи пленных евреев. В кесарийском амфитеатре принял мученическую смерть и рабби Акива. По преданию, он испустил дух с возгласом "Эхад", то есть "Един" — последнее слово библейского стиха-молитвы "Шма Исраэль": "Слушай, Израиль! Господь Бог наш Бог — Един!"
Акведуки. Акведуки несли пресную воду в город, который нуждался как в питьевой воде, так и в воде для общественного пользования (бани, поливка садов и полей). В каждом доме постоянно была проточная вода — достижение, которым в древнем мире наслаждались немногие.
Вода поступала в город по двум акведукам, которые отличались между собой внешним видом, а в них попадала из двух источников (один источник был удален на 12 км и находился у подножия горы Кармел, а другой — на 7 км к северо-востоку от города). Возле источников были сооружены специальные плотины для поднятия уровня воды. На первом участке вода шла по каналам, высеченным в скалах, потом по керамическим трубам, затем по открытому водоводу, проложенному на специальных арках. Арочный акведук проходил по болотистым участкам, и, поскольку почвы были зыбкими, строители вынуждены были соорудить еще одно ответвление, чтобы равномерно распределить нагрузку. Именно на этом участке акведук часто нуждался в ремонте. В самом городе вода шла по подземному туннелю протяженностью в 400 м, и ученые считают, что в Кесарии, как и в других городах, существовали водохранилища, хотя их следы не обнаружены.
Необходимо было следить за состоянием акведуков, и в римские времена и Кесарии за это отвечал проконсул. Когда к VI в. за акведуками перестали следить, водохранилища опустели, и город очутился на грани гибели.
Город крестоносцев. Его площадь — 120 тысяч кв.м (шестая часть Кесарии римского периода). Он прилегает к порту, имеет форму трапеции и окружен с трех сторон стенами (длина восточной стены — 650 м, южной и северной — 275 м) высотой в 8-10 м. 16 башен (три на севере, девять на востоке и четыре на юге) возвышались на 10 метров над стеной, а на востоке возле главных ворот они были еще выше. Кроме восточных ворот, были еще южные и северные. Перед стенами был вырыт ров глубиной в 8-10 м. К главным восточным воротам можно было добраться через деревянный подъемный мост и, повернув под прямым утлом, войти внутрь (такие входы под прямым углом предотвращали от лобовой атаки, а деревянный мост всегда можно было сжечь). Над воротами была сооружена оборонительная трехэтажная башня, и при атаке наступающие должны были вновь развернуться на 90 градусов, чтобы проникнуть в город через дополнительные ворота, при том что с верхних этажей башни защитники лили смолу и кипящее масло. В стенах города были еще потайные ворота, ведущие к подземному ходу, через который можно было выйти из города и неожиданно атаковать противника или послать гонцов и разведчиков.
В городе крестоносцев были раскопаны отдельные строения, центральная улица, украшенная каменными арками, и большая церковь.
Крепость. На самом берегу моря стояла трехэтажная крепость, служившая надежной защитой для города. Она обеспечивала связь с морем и была перевалочным пунктом на случай бегства. Ее построили крестоносцы на обломках древнего волнореза, укрепили гранитными и мраморными колоннами и окружили защитной стеной.
По крайней мере дважды крестоносцы воспользовались крепостью для бегства: первый раз в 1128 г., когда их спас флот Генуи, и второй — при окончательном изгнании из города, когда они забаррикадировались в крепости и держались, пока не подоспели корабли, переправившие их в Акко.
В XIX в. боснийцы, обосновавшиеся в районе Кесарии, взорвали крепость (для чего им понадобилось много взрывчатки) и построили там дом правителя города. Сегодня в крепости — ресторан, а в ее подвалах — целый лабиринт помещений. Видимо, во времена крестоносцев там были склады, где хранилось оружие и продовольствие. Когда в крепости обосновались боснийцы, в подвалах бьша тюрьма. Вход туда был только по приставной лестнице, и у узников не было никакой возможности бежать, тем более что стены достигали четырех метров толщины.
Церкви. Когда Ирод строил Кесарию, был насыпан искусственный холм, на котором стояло святилище Юпитера. В VII в. на этом холме мусульмане построили мечеть, а позже, в XII в., крестоносцы начали возводить большую церковь Св. Петра. Расчеты оказались неверными, и церковь рухнула. Поэтому на этом месте стали строить церковь поменьше, но так и не закончили. Известно, что крестоносцы из Генуи построили церковь Св. Лоренцо, но от нее почти ничего не осталось. Найденные обломки какой-то церкни в западной части города навели ученых на мысль, что, возможно, там она и стояла.












.
Subscribe

  • Сериал

    Подскажите где скачать или посмотреть онлайн сериал "два с половиной человека" на английском с русскими субтитрами. Телик не поедлагать - нет.

  • Прогулка по маленькой Швейцарии

    Не далее как вчера , до наступления милого сердцу нашему шарафа , очень мило прогулялись по маленькой Швейцарии , что совсем в наших Палестинах на…

  • Тятя-тятя наши сети

    Последние время стал больше времени проводить в том, что называется, соц. сетями и на каком-то этапе понял, для себя , что это не просто переписка ,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments